""Цель: Воспитывать ответственность и бережное отношение к животным. Задачи:
расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных;
выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;
вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных (во дворах, в огороде) и о путях решения данной проблемы;
воспитывать ответственность, сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным.
Час творчества (четверостишия о бездомных животных)
Фотоматериал: "Бездомные животные в нашем городе"
Встреча с врачом-ветеринаром.
Разработанные памятки "Советы врача-ветеринара" - встреча с бездомной собакой (кошкой).
Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Вводная беседа:
- Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Послушайте и подумайте о чем оно. "Жалобными глазами, глядя на прохожих, смотрит маленький щенок, надеясь, что он найдет своих хозяев. Ведь не так давно он жил с людьми, которые его любили, ласкали, кормили, а вот сейчас... Где они? Почему сгрузили большие коробки в машину, сели в нее и уехали? А как же я ? Меня забыли! - бежал за машиной щенок и жалобно лаял. И вот теперь никого нет рядом, кому он доверял и кому когда-то верил. Старался для своих хозяев быть самым лучшим и ответственным псом. Думая о своем печальном существовании щенок добрался до какого-то здания. "А вот тот магазин, в который мы ходили с хозяином за продуктами. Может, они вспомнят про меня, будут меня искать, и придут к магазину?" - подумал щенок. На улице осень. Холодно. Постоянно идут дожди, а маленькому забытому щенку даже негде спрятаться от ветра и дождя. Брел, брел щенок, смотрел на прохожих, которые торопились по своим делам, но никто не обращал на него внимания. И с каждым порывом ветра надежда щенка, найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки, ушки, одолевает голод, а Малыш все бредет и бредет по улицам города.... А может это ваш Щенок?"
- Ребята, о чем это письмо?
- Что случилось с щенком?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Тема сегодняшнего нашего занятия "Бездомные животные".
- Как вы понимаете слово "Бездомные"?
- Скажите , пожалуйста, почему, особенно осенью, мы видим так много бездомных животных?
-Откуда берутся бездомные животные?
Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное - это чье-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защитится сам.
Каждый год с наступлением осени в пригородных дачных поселках появляются бездомные собаки и кошки. Брошенные.Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от голода. другие - от холода, третьи под колесами машин и поездов. Живут в основном милостыней.
2. Анализ поговорок. - Действительно, причиной увеличения количества бездомных животных является равнодушие людей, их безразличность. У русского народа есть много пословиц и поговорок о животных. Давайте вспомним некоторые из них и попытаемся объяснить смысл этих изречений.
Не дразни собаку, так и не укусит. (Читает воспитатель) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Прочитай...? -Произнесем вместе?
Добрый пес лучше злого человека. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Прочитай... -Произнесем вместе?
Не замахивайся палкой и собаки не залают. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Прочитай... - Произнесем вместе. - Ребята, какие вы запомнили пословицы? Кто сможет повторить?
3. Работа с выставкой рисунков:
- Ребята, мы много рассуждали на тему о бездомных животных, наблюдали за ними, фотографировали, сделали вот такую фото-галерею. - Мы проводили конкурс рисунков, лучшие вы нам покажите. -Расскажите, что и кого вы рисовали. (несколько ребят рассказываю о содержании своего рисунка). - Вы, молодцы, постарались, поэтому у вас получились замечательные рисунки.
4. Стихотворения о бездомных животных.
- Давайте, послушаем стихотворения, которые мы выучили о бездомных животных. - Послушайте стихотворение-диалог, которое нам расскажут ....
Однажды я встретил бездомную кошку. -Как ваши делая? -Ничего, понемножку. - Я слышал, что вы тяжело заболели? - Болела. -Так значит, лежали в постели? - Бездомной, мне некуда ставить постель. - Как странно, - я думал, - Что в мире огромном Нет места собакам и кошкам бездомным. Вы слышите, кошка, пойдемте со мной, Темнеет, и, значит, пора нам домой! мы шли с ней по улице гордо и смело - Я молча, а кошка тихохонько пела. О чем она пела? Возможно, о том, Что каждому нужен свой собственный дом. (А. Дмитриев).
- О чем это стихотворение? -Как вы относитесь к кошке? -А к мальчику? -Послушайте следующее стихотворение, которое прочтет нам...
Щенок Щенок ходил унылый... Не знал, что очень милый. Взяла его с собой И принесла домой. Его купала с мылом, Чтоб не был он унылым. Дала попить, покушать И приказала, слушать.
Читала ему сказки Пока закрыл он глазки И спал так сладко, маленький, На коврике у спаленки. Проснулись утром мы вдвоем. Теперь мы весело живем. Теперь мы с ним одна семья: Щенок мой, мама, папа,я.
- А это о чем стихотворение? - Хорошо или плохо поступила девочка? - Почему? - Чему эти два стихотворения нас учат?
5. Физкульминутка.
6. Правила поведения во время встречи с животными.
Собака - обычно бегает одна, без ошейника, поводка. Может бегать в стае от 3 и более собак. Шерсть у нее грязная, с прилипшими к шерсти травинками, листьями, мелкими палочками, опилками, щепками. Без причины и неожиданно может залаять и повернуть в твою сторону.
Помни:
при встрече с одинокой собакой постарайся повернуть в другую (противоположную) сторону;
не кричи;
постарайся спокойно подойти к кому - нибудь из взрослых (когда опасность минует, продолжай свой путь);
если вдруг животное подкрадывается (подходит) к малышам, побыстрее сообщи об этом взрослым;
не дразни собак;
не издавай никакие звуки (подражание лая, крик), повернувшись к животному.
- Ребята, что вы запомнили? Почему?
Запрещается:
махать на собаку палкой, веткой, рукой;
кричать;
пытаться отобрать у нее то, что она ест (грызет);
убегать с места встречи с животным;
подходить и гладить незнакомую собаку.
- Ребята, что вы запомнили, из перечисленных правил? - Почему это запрещается делать? (ответы детей).
Кошка - чаще всего встречается на лестничных площадках, на крыльце дома, на пешеходных дорожка. Кошки - это и маленькие, пушистые котята и взрослые кошки и коты. Особенно агрессивными бывают коты - помни об этом.
Запрещается:
брать на руки бездомную кошку;
гладить;
причинять животному боль;
дергать за хвост;
близко наклоняться над животным;
подкармливать различными сладостями (кондитерскими изделиями);
скидывать с высоты.
- Что вы запомнили? Почему это запрещается делать? Ребята, чтобы нам легче было запомнить правила безопасного поведения при встрече с бездомными животными, эту памятку я повешу в нашей комнате. Помните так же, о нахождении бездомного животного нужно сообщить родителям, или посоветоваться о том, кому можно отдать это животное, или сообщить в ветлечебницу по телефону....
7. Итог занятия. - Вот и приближается к концу наше занятие. - Что нового вы узнали на нашем занятии? Какие пословицы вы запомнили? Какие стихотворения мы слушали? - Чему вы научились? - Что вам понравилось? - Я надеюсь, что после нашего занятия вы будете бережно относится к своим питомцам, и если каждый из нас будет любить наших братьев меньших, то бездомных собак и кошек станет меньше. - Чтобы вы никогда это не забывали, я хочу подарить вам памятки-жетоны. Давайте жить в гармонии с теми, кто нас окружает, а не выбрасывать их на улицу. - В завершении нашего занятия, давайте вместе споем песню "Пропала собака". Звучит песня "Пропала собака".