Появление больного ребенка в семье в большинстве случаев изменяет весь ее уклад, особенно
психологический климат. Все члены семьи находятся в состоянии стресса.
На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде
случаев нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Семья больного ребенка часто находится в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своем горе. Это одна из ошибок.
Родителям следует стремиться к сохранению прежнего уклада семьи и дружеских отношений с близкими и знакомыми.
Ни в коем случае родителям не
следует отгораживаться от окружающей жизни, стесняться своего ребенка. В
противном случае хроническая стрессовая ситуация нарастает, у матери
возникает повышенная раздражительность, постоянное ощущение внутреннего
беспокойства, нарушается сон, аппетит, появляются головные боли и другие
отклонения в состоянии ее здоровья, особенно часто развивается
невротическое состояние. Находясь в болезненном состоянии, мать мало чем может помочь своему малышу. Её тревога, беспокойство передаются ребенку
и у него не формируется естественное чувство безопасности, защищенности
при взаимодействии с окружающим миром. Это еще больше нарушает его
психическое развитие. У малыша могут возникать вторичные эмоциональные и
поведенческие нарушения.
Воспитывая
ребенка с ограниченными возможностями здоровья, родителям следует
помнить, что их полное самоотречение ради малыша не только не полезно
ему, а в большинстве случаев и вредно. Ребенку с первых месяцев жизни
важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
Появление больного ребенка в
семье, как правило, видоизменяет взаимоотношения супругов. В тех
случаях, когда еще до рождения ребенка взаимоотношения не были
гармоничными, появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый
до поры внутренний конфликт между ними. Вместе с тем имеются семьи, в
которых ребенок укрепляет взаимоотношения между родителями. Родителей
объединяют и сближают общие задачи и проблемы его воспитания и лечения.
Наблюдения показывают, что
отношения между супругами в благополучных семьях во многом зависят от
эмоционального состояния матери. Ее аффективная напряженность,
возникающая при рождении больного ребенка, оказывает неблагоприятное
влияние не только на супружеские отношения, но, как мы уже отмечали,
прежде всего, на своего малыша.
Совсем иная обстановка
складывается в семье, если мать находит в себе силы и сохраняет душевное
равновесие. Такая мать становится активным помощником своему малышу.
Она старается как можно лучше понять его проблемы, чутко прислушивается
к советам специалистов, воспитывает в себе новые качества, прежде всего
наблюдательность, терпение, самообладание, ведет дневник наблюдений за
ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник помогает
матери: успокаивает ее, способствует правильной организации всей
лечебно-коррекционной работы.
Несмотря на то, что и эта мать
полностью предана своему ребенку, она не забывает о домашнем уюте,
проблемах мужа, оставаясь не только любящей женой, но и его советчиком и
другом, старается расширить свой кругозор, следит за внешностью,
оставаясь привлекательной и интересной не только для мужа, но и для
окружающих.
При такой ситуации создается наиболее благоприятная атмосфера для помощи больному ребенку.
Немаловажное значение в семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, имеет поведение отца и других членов семьи. От
поведения отца во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее
душевное равновесие. Если отец проявляет выдержку, разум, благородство,
терпение, оказывает постоянную моральную поддержку жене и помощь в
воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются и более успешно проводится вся лечебно-коррекционная работа.
Если в семье проживает бабушка,
особенно по линии матери, она в ряде случаев большую часть заботы о
больном ребенке берет на себя, вытесняя дочь из ее материнской роли.
Бабушка все силы отдает внуку или внучке, относясь к ним, как к своему
ребенку. Дочь же в этой ситуации может вытеснять отца. В этих случаях
отец постепенно все более отдаляется от воспитания своего малыша, он все
меньше начинает принимать участие в жизни семьи. Такие семьи также
часто распадаются.
Таким образом, нормализация
внутрисемейных отношений является основой успеха лечебно-коррекционной
работы с ребенком, отстающим в развитии.
После того как ребенку поставлен диагноз, особенно если это тяжелое
наследственное заболевание или грубое повреждение мозга во
внутриутробном периоде или в момент родов, перед семьей встают вопросы:
Что будет дальше? Сможет ли ребенок ходить, говорить, учиться в школе?..
Для выбора решения родители должны быть реально ориентированы в возможностях дальнейшего развития своего ребенка.
Следует сразу же отметить, что диагноз заболевания не всегда определяет
прогноз дальнейшего развития, так как каждое заболевание нервной
системы может проявляться в различных формах, иметь разную степень
тяжести и обусловливать как тяжелые, так и слабо выраженные отклонения в
развитии.
Большую моральную поддержку и
взаимопомощь могут оказать семьи детей с ОВЗ друг другу. Помните:
помогая друг другу, вы прежде всего помогаете себе
Во многих странах существуют общества родителей детей с проблемами в
развитии. Созданы международные ассоциации обществ родителей по
различным, обычно наиболее тяжелым, заболеваниям, например: детскому
церебральному параличу, раннему детскому аутизму, отдельным редким и
малоизученным заболеваниям, например синдрому Ретта, сенсорным дефектам,
особенно сложным сенсорным дефектам, когда имеет место одновременное
поражение зрения и слуха, и др.
В нашей стране создаются подобные объединения родителей и различные
общественные фонды для помощи детям с проблемами в в развитии. Так, в 1990 г.
создан Фонд помощи детям с отклонениями в развитии им. Л. С.
Выготского, членами которого стали крупные ученые, практики,
общественные деятели, работники искусства и литературы, а также
родители.
Семьи детей с проблемами в развитии нуждаются в помощи общества,
доброжелательном отношении окружающих. Для этого важны их
осведомленность о существующих в этих семьях проблемах, расширение
контактов между детьми с проблемами в развитии и здоровыми детьми.
Замечательно, что в Перми начал свою работу проект « Образовательные услуги для детей с ОВЗ». Создан реестр учреждений,
оказывающих образовательные услуги для детей с проблемами в развитии,
организуются родительские встречи, планируется « Ярмарка возможностей». У
педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями здоровья, появилась реальная возможность помочь детям
адаптироваться к социуму и стать полноправными членами нашего общества.